Настройка и упаковка рюкзака

Закупили все, что понадобится в турпоходе – специальную обувь, одежду, спальник, оборудование, продукты? Теперь самое время все это грамотно уложить внутрь рюкзака и комфортно нести на своих плечах, следуя маршруту.

Несколько причин правильно укомплектовать и отрегулировать рюкзак под себя:

  • постоянный дискомфорт умело испортит все приятные впечатления от туристической вылазки в хорошей компании;
  • проходить экстремальные участки, когда рюкзак живет своей жизнью на плечах владельца – очень опасно;
  • дисбаланс приводит к повышенной нагрузке на плечи и поясницу. В итоге – все болит, кожа растерта.

Не создавайте дополнительные трудности, пренебрегая правильной упаковкой и настройкой рюкзака. К тому же, вы испортите отдых не только себе, но и друзьям, которым придется помогать вам и тянуть вас за собой. Хотя на их плечах уже есть тяжелый груз.

Основные принципы компоновки вещей и предметов в рюкзаке

Не переусердствуйте с грузом. Понятно, в дорогу хочется взять больше вещей на все случаи жизни. Но ведь именно вам придется все это тащить на своих плечах, поднимаясь в горы, спускаясь по отвесному рельефу. Поэтому лучше, если вам будет не слишком тяжело и комфортно, чтобы вы смогли управлять не только собой, но и контролировать груз.

Узнайте свою массу тела. Груз, переносимый вами, может составлять максимум 25 % от вашего веса. Вы сможете без проблем проходить длинные дистанции, умеренно уставать и быстро восстанавливаться. Основной груз должен быть размещен ближе к тому уровню, на котором находятся плечи, чтобы центр тяжести был ниже, и вы не заваливались назад.

Рассмотрим правильную загрузку рюкзаков большого объема 

Вместительными моделями признаны те, объем которых начинается от 30 л и выше. Именно о них и пойдет дальше речь. Многие туристы-новички считают, что на дно кладут самые тяжелые вещи, потом предметы средней тяжести, а верх закладывают наиболее легкими и необходимыми в дороге вещами, которые легко достать по первому требованию. В принципе, частично это верно, что касается легких вещей. Но все остальное – не так.

На дно укладывают легкое снаряжение, необходимое только, когда организована длительная остановка, например, ночлег. Начинайте со спальника, некоторых предметов обихода. А потом приступайте к одежде и основному оборудованию для приготовления пищи, посуде, пищевым продуктам. Предметы потяжелее должны лежать ближе к спине, а полегче – находиться у внешней стороны рюкзака. Ну, а верх изделия загружается нужными в дороге вещами и легкими. Это могут быть салфетки, шапки, перчатки, крем и т.д.

С внутренней упаковкой рюкзака понятно. Теперь, что касается его наружной части. Производители позаботились о том, чтобы туристы и спортсмены могли максимально использовать рюкзак, поэтому снаружи имеется достаточное количество строп, петель для закрепления навесного оборудования.

Обычно снаружи крепят скатанный коврик, палатку, палки, спортивный инвентарь, иногда и некоторую посуду. Все предметы компактно крепите вблизи друг друга. Желательно, чтобы ничего не торчало. Представьте, как вы пытаетесь пройти через кустарник или густой лес, а ваш рюкзак постоянно за что-то цепляется и тормозит вас. Высок риск получить травмы и потерять что-то ценное по дороге.

Когда пакуете рюкзак, проверяйте, чтобы вес от вещей равномерно распределялся по всему объему. Иначе будут перекосы в определенную сторону. Удобно воспользоваться специальными упаковочными мешками. Некоторые из них герметичные, предназначенные для сохранности теплой одежды, ценных документов, электроники от влаги. Туристы нередко попадают под ливни, путешествуют в снегопады и метели.

Очень легко понять, что вы неправильно упаковали рюкзак. Надеваете его, а вас тянет назад? Это первый признак неправильных сборов. Перегружаете плечи, заставляете тело постоянно бороться с повышенной нагрузкой. Путешествовать с таким рюкзаком категорически запрещено и опасно для здоровья.

Преодолевая разный по сложности рельеф, переносите центр тяжести в другие точки, чтобы лучше контролировать груз и комфортнее идти вперед:

  • на легких и ровных отрезках маршрута старайтесь, чтобы груз был выше плеч;
  • на сложных и экстремальных участках груз перемещайте ниже плеч. Чем он будет ближе к центру тяжести вашего тела, тем легче будет подниматься и опускаться по извилистым тропам. Наклонитесь немного вперед, и смело идите к своей цели.

Регулировка всех ремней и лямок под личные анатомические особенности

Сборы рюкзака завершены, все поместилось правильно и компактно. Теперь нужно отрегулировать ремни. Нести на себе тяжелый груз нужно правильно, грамотно распределяя нагрузку, иначе повредите мышечную ткань, испытаете боль и не получите удовольствия от приключения.

Регулируйте предварительно ослабленные ремни с надетым рюкзаком и полностью упакованным. Предстоит настроить:

  • пояс,
  • плечевые лямки,
  • грудную стяжку,
  • стабилизирующие ремни.

Пояс располагаем на бедрах как можно ровнее. Нельзя, чтобы он давил на живот или находился слишком низко – будет трудно идти. Пояс принимает на себя основную нагрузку, поэтому затягивайте плечевые лямки не слишком плотно. Опорные точки должны оказаться между лопаток. Если вы этого добились, значит, отрегулировали лямки правильно и ваши плечи не пострадают в турпоходе.

Следующей настраивают грудную стяжку. Она стабилизирует плечевые лямки, но не должна быть слишком тугой, поскольку вы не сможете нормально дышать. Теперь о стабилизирующих ремнях. Их настраивают и подтягивают в зависимости от того, какой рельеф по сложности придется преодолевать. Идти только по ровной тропе – не интересно. Путники выбирают усложненные маршруты, а профи вообще только и ориентируются на экстремальные турпоходы.

Затягивать и ослаблять ремни можно на поясе и плечевых лямках, соответственно, ожидайте разный эффект. На поясе – затягиваете плотнее и лучше контролируете груз, ослабляете – передвигаетесь свободнее и естественней. На плечевых лямках – затягиваете и стабилизируетесь, безопаснее и уверенней пройдете экстремальный участок, попускаете – нагрузку передаете на пояс, лучше вентилируется спина, легче идти по ровному участку.

Манипулируйте стабилизирующими ремнями, чтобы весь маршрут пройти комфортно, независимо от сложности рельефа. Проверьте, чтобы ремни находились горизонтально, выдерживайте угол 30-45 градусов. Иначе ремни будут бесполезными или отработают только наполовину своих возможностей.

Но в рюкзаках малого объема стабилизирующие ремни нужны немного для других целей. Благодаря им вы можете идеально подогнать любую понравившуюся модель под себя, сделав спинку необходимой длины. Ремни уже располагаются под другим углом. Нередко он принимает и отрицательные значения.

Рюкзак должен быть максимально подходящей высоты. Длинная спинка не позволит изделию нормально сидеть на плечах, а пользователь будет каждый раз переживать, что сейчас все-таки завалится назад. В коротких спинках также мало хорошего – устанете поправлять соскакивающие с плеч лямки, а на комфортный переход и не надейтесь, поскольку нагрузка будет распределена неправильно, и начнутся проблемы.

Если у вас большой рюкзак – двигайте плечевые лямки выше или ниже для регулировки длины подвески. Изделия небольшого объема выпускаются в разных вариациях, и подобрать необходимый вариант с хорошей спинкой очень просто. Нестандартная высота спинки у моделей, которые выпускают специально либо для женщин, либо для очень высоких людей. Некоторые производители немного отступают от стандартов, чтобы привлечь как можно больше клиентов.

Среди туристов очень много женщин, которые тоже хотят путешествовать безопасно и с комфортом. Поэтому разработчики предлагают специальные модификации, созданные с учетом женской анатомии и физиологии. Теперь комфортно путешествовать и высоким людям, рост которых выше 185 см. Изделия нестандартного типа имеют особую маркировку.

Выбирайте удобные рюкзаки, грамотно их комплектуйте и отправляйтесь в незабываемые путешествия. Делитесь своими знаниями с другими, чтобы ваши спутники получили столько же удовольствия от прохождения маршрута, сколько и вы!

Заказ в один клик